info@hajjmission.ru

Вход

Общество и культура

 

Образ жизни.

Арабы-кочевники, населяющие пустынные районы, кочуют между пастбищами и оазисами в поисках корма и воды. Их традиционным жилищем являются шатры, сотканные из черной овечьей и козьей шерсти. Для оседлых арабов характерны жилища из высушенного на солнце кирпича, побеленные или окрашенные охрой. Трущобы, ранее довольно распространенные, теперь стали редкостью благодаря государственной политике жилищного строительства.

Основными продуктами питания арабов являются баранина, ягнятина, цыплята и дичь, приправленные рисом и изюмом. К распространенным блюдам относятся супы и тушеное мясо, приготовленное с луком и чечевицей. В пищу употребляется много фруктов, особенно фиников и инжира, а также орехи и овощи. Популярным напитком является кофе. Употребляется верблюжье, овечье и козье молоко. Для приготовления пищи обычно используется топленое масло из овечьего молока (дахн).

Положение женщин.

Главенствующую роль в саудовском обществе играют мужчины. Женщина не может появиться в общественном месте без покрывала на лице и накидки, которые закрывают ее тело с головы до ног. Даже в своем доме она может не прикрывать лицо только перед мужчинами из своей семьи. Женская («запретная») половина дома, харим (отсюда происходит слово «гарем»), отделена от той части, где принимаются гости. У бедуинов женщины обычно более свободны; они могут появляться в обществе без покрывала на лице и разговаривать с посторонними мужчинами, тем не менее они занимают отдельный шатер или часть семейного шатра. Брак считается гражданским договором и сопровождается финансовым соглашением между супругами, которое должно быть зарегистрировано в религиозном суде. Как правило, браки являются моногамными, хотя мужчине разрешено иметь до четырех жен. Только наиболее состоятельные граждане могут позволить себе пользоваться этой привилегией, но даже в этом случае предпочтение отдается одной, а не нескольким женам. Муж может в любое время обратиться к судье (кади) с требованием развода, причем единственными ограничениями для него являются брачный контракт и отношения между заинтересованными семействами. Женщина может обратиться к кади с требованием развода только в тех случаях, если для этого имеются основания, например, плохое обращение со стороны мужа и скудное содержание, или сексуальное пренебрежение.

Здравоохранение.

В стране действует бесплатная система здравоохранения. Благодаря высоким расходам на здравоохранение (свыше 8% бюджета) медицинское обслуживание в королевстве за последние десятилетия достигло весьма высокого уровня. Оно распространяется практически на всё население страны – от жителей больших городов до кочующих в пустыне бедуинских племен. В 2003 рождаемость составила 37,2, смертность – 5,79 в расчете на 1 тыс. человек; детская смертность – 47 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни – 68 лет. Иммунизация младенцев и маленьких детей обязательна. Создание в 1986 системы эпидемического контроля позволило устранить такие заболевания, как холеру, чуму и желтую лихорадку. Структура здравоохранения смешанная. В 1990–1991 в стране действовало 163 больницы (25 835 коек), находящихся в подчинении министерства здравоохранения. Около 1/3 лечебных учреждений относились к другим министерствам и ведомствам (3785 коек). Кроме того, имелось 64 частные больницы (6479 коек). Работали 12 959 врачей (на одного врача приходилось 544 пациента) и 29 124 лиц среднего медицинского персонала.

Образование.

Образование является бесплатным и открытым для всех граждан, хотя и не обязательным. В 1926 принят закон об обязательном начальном обучении и о создании светских государственных школ. В 1954 было создано министерство просвещения, приступившее к выполнению образовательных программ, основное внимание в которых уделялось начальному образованию и профессиональному обучению, а также религиозному просвещению. В конце 1950-х этими программами было охвачено среднее и высшее образование. В 1960 был принят закон об обязательном обучении девочек, открыты женские педагогические училища, в 1964 принят закон об открытии высших учебных заведений для девушек.

Расходы на образование на протяжении многих лет занимали второе место в бюджете, а в 1992 эта статья даже выдвинулась на первое место. В 1995 государственные расходы на образование составляли 12 млрд. долл., или 12% всех расходов. В 1994 система образования включала 7 университетов, 83 института и 18 тыс. школ, в 1996 – 21 тыс. школ (290 тыс. преподавателей). В 1996/1997 учебном году в школах всех ступеней обучалось ок. 3,8 млн. детей. Возраст поступления в школу – 6 лет. Начальная школа 6-летняя, средняя школа состоит из двух ступеней: неполная средняя школа (3 года) и полная средняя (3 года). Обучение мальчиков и девочек раздельное. В начале 1990-х девочки составляли 44% из 3 млн. учащихся начальных и средних школ и 46% от общей численности студентов университетов. Руководит образованием для девочек специальный наблюдательный совет, курирующий также образовательные программы для взрослых женщин. Учащиеся обеспечиваются учебниками и медицинским обслуживанием. Имеется специальное управление, занимающееся школами для больных детей. В соответствии с Пятым 5-летним планом развития, на развитие технического образования и профессионального обучения в таких областях, как медицина, сельское хозяйство, просвещение и др. был выделен 1,6 млрд. долл.

В стране насчитывается 16 вузов, 7 университетов. Университеты находятся в ведении министерства высшего образования. К ним относятся Университет исламских исследований в Медине (осн. в 1961), Университет нефтяных и минеральных ресурсов им. короля Фахда в Дахране, Университет им. короля Абд аль-Азиза в Джидде (осн. в 1967), Университет им. короля Фейсала (имеющий отделения в Даммаме и Эль-Хуфуфе) (осн. в 1975), Исламский Университет им. имама Мухаммеда ибн Сауда в Эр-Рияде (осн. в 1950, статус университета с 1974), Университет Умм эль-Кура в Мекке (осн. в 1979) и Университет им. короля Сауда в Эр-Рияде (осн. в 1957). Численность студентов университетов в 1996 составляла 143 787 человек, преподавательского состава – 9490 человек. Около 30 тыс. студентов обучаются за границей.

Благодаря государственным образовательным программам властям удалось существенно снизить уровень неграмотности среди населения. Если в 1972 количество неграмотных достигало 80% населения, то к 2003 оно составило 21,2% (мужчин – 15,3%, женщин – 29,2%).

Крупнейшие библиотеки.

Национальная библиотека (осн. в 1968), библиотека Сауда, библиотека при университете в Эр-Рияде, библиотека Махмудия, библиотека Арифа Хикмата и библиотека при университете в Медине.

Культура.

Религия пронизывает все общество: она формирует и определяет культурную и художественную жизнь страны. В историческом плане Саудовская Аравия не подвергалась иностранному культурному влиянию, которое испытали другие арабские государства. В стране отсутствуют литературные традиции, сопоставимые с традициями арабских стран Средиземноморья. Пожалуй, единственными известными саудовскими писателями являются историки конца 19 в., из которых самым известным можно считать Османа ибн Бишра. Отсутствие литературных традиций в Саудовской Аравии отчасти компенсируется имеющими глубокие корни традициями в области устной прозы и поэзии, берущими свое начало еще с доисламских времен. Музыка не является традиционной формой искусства в Саудовской Аравии. Ее развитие в последние десятилетия в качестве средства художественного выражения было сведено на нет запретом, введенным Советом улемов на ее исполнение в увеселительных целях. Такой же жесткий запрет введен на изображение человеческих лиц и фигур в живописи и скульптуре. Художественные поиски ограничены созданием архитектурных орнаментов, например фризов и мозаик, включающих в себя традиционные формы исламского искусства.

Ислам не одобряет возведение изысканно украшенных мечетей, так что современная религиозная архитектура невыразительна. Наиболее значительной религиозной архитектурной работой последних лет, по-видимому, является восстановление и отделка мечети на месте погребения Пророка в Медине, а также значительное расширение и обновление Большой мечети в Мекке. Строгость религиозной архитектуры компенсируется расцветом гражданской архитектуры. В городах в больших масштабах ведется строительство дворцов, общественных зданий и частных домов; в большинстве из них гармонично сочетаются современные идеи и традиционный дизайн.

Деятельность саудовских СМИ является наиболее регламентированной во всем арабском мире. Им не разрешается критиковать правительство и королевскую семью, а также подвергать сомнению религиозные установления. Только с 2002–2003 появились признаки либерализации государственной политики в отношении СМИ. Прессой и телевидением стали освещаться темы, ранее считавшиеся запретными. Газеты в Саудовской Аравии могут учреждаться только королевским указом. Издаётся 10 ежедневных газет и несколько десятков журналов (2003). На арабском языке: «Аль-Биляд», с 1934, тираж 30 тыс. экз.; «Аль-Джазира»; «Ан-Надва», с 1958, 35 тыс. экз.; «Аль-Медина аль-Мунаввара», с 1937, 55 тыс. экз.; «Эр-Рияд», с 1964, 140 тыс. экз.; «Араб ньюс». Правительственное информационное агентство – Саудовское агентство печати (СПА), основанное в 1970.

Радиовещание ведется с 1948, имеется 76 радиостанций (1998), контролируемых государством и транслирующих сводки новостей, выступления ораторов, проповеди, образовательные и религиозные программы. С 2002 из Европы ведется также вещание оппозиционной радиостанции «Голос реформ», принадлежащей «Движению за исламские реформы в Аравии».

Телевидение существует с 1965, имеется 3 телевизионных сети и 117 телевизионных станций (1997). Все теле- и радиовещание осуществляется государственной Вещательной Службой Королевства Саудовская Аравия. Председателем управления надзора за радио и телевидением является министр культуры и информации.

Сотовая телефонная сеть существует с 1981; Интернет – с конца 1990-х, имеется 22 Службы интернет-провайдеров (2003), зарегистрировано 1453 тыс. пользователей (2002). По неофициальным данным, 2/3 пользователей Интернета – женщины. Правительством осуществляется цензура, действуют системы защиты, блокирующие доступ на веб-сайты, которые считаются оскорбительными с точки зрения исламской морали. В общей сложности заблокирован доступ к нескольким тысячам веб-сайтов.