Вход

Пребывание в Муздалифа: ошибки и фетвы

Ночь в долине Муздалифа – это ночь перед Днем Жертвоприношения (Курбан-Байрам), ночь с 9-го на 10-ое число месяца Зуль-Хиджа.
Паломники отправляются в Муздалифу после пребывания на Арафате. Они совершают там молитвы магриб и иша.

Сподвижник Джабир (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), выйдя из долины Арафата, дошел до долины Муздалифа и совершил там молитвы магриб и иша с одним азаном и двумя призывами о начале молитвы (икама). Между двумя этими молитвами он не прославлял Аллаха (т.е. не делал тасбих)» (Муслим 1218). Под этим подразумевается, что он не совершал между ними дополнительных молитв (нафиль).
 Усама бин Зайд передал: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел в Муздалифу, он спешился и совершил должным образом омовение, затем было провозглашено о начале молитвы (икама) и он (да благословит его Аллах и приветствует) совершил молитву магриб в три ракята... затем было провозглашено о начале молитвы иша, и он совершил ее. И между ними Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал никаких молитв» (Бухари 1672, Муслим 1280).

 Часто паломники по незнанию совершают ошибки по дороге на Муздалифу, находясь там или покидая долину. Сейчас мы расскажем о некоторых распространенных ошибках, совершаемые паломниками, когда они отправляются на Арафат или в Муздалифу:

  • Покидая Арафат и направляясь в Муздалифу, некоторые паломники слишком торопятся, пытаются протискиваться в потоке и толкают других, что приводит к дорожным происшествиям. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) покидал Арафат спокойно и достойно. Он подтягивал поводья своей верблюдицы, чтобы полностью контролировать ее движения, и делал знак рукой другим, чтобы они замедляли свой ход. Когда перед ним было свободное пространство, он ускорял свой шаг. Если нужно было взобраться на песочную дюну, то он ослаблял поводья. Другими словами, он был внимательным во время этого путешествия и действовал в соответствии с ситуацией. Но если делать выбор между тем, чтобы идти быстро или не торопясь, то желательнее проходить этот путь не спеша.
  • Некоторые люди останавливаются до того, как приходят в долину Муздалифа, особенно те, кто работает, потому, что они чувствуют себя усталыми. До рассвета они остаются на месте, где остановились, а потом отправляются в Мину. Всякий поступивший так не выполняет обряда пребывания в Муздалифа ночью, а это очень серьезно, поскольку проведение ночи в долине Муздалифа, по мнению некоторых ученых, является неотъемлемой частью паломничества и одним из его обязательных обрядов. Остальные ученые считают его сунной. Правильным мнением является то, что пребывание в долине Муздалифа является обязательным ритуалом Хаджа и паломник должен оставаться там до того момента, как ему можно оттуда уйти.
  • Некоторые паломники совершают магриб и иша по пути в долину в своей обычной манере. Это противоречит Сунне, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) остановился в дороге, сходил в отхожее место и сделал омовение, тогда Усама ибн Зейд спросил его: «Ты собираешься молиться о Посланник Аллаха?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Молитва все еще впереди тебя» (Бухари 1669, Муслим 1280).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не молился до приезда в Муздалифу. Он добирался до долины, когда уже начиналось время молитвы иша, и совершал там магриб и иша вместе.

  • Некоторые паломники не совершают магриб и иша до того, как приедут в Муздалифу, даже если время иша уже закончилось. Это запрещено, такие действия являются харамом и большим грехом, поскольку откладывать молитвы до того момента, как их время заканчивается является грехом, свидетельства чему есть в Коране и Сунне. Аллах в Коране говорит:
    «...воистину намаз предписан верующим в определенное время» (Сура Ан-ниса, аят 103).
    И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поведал нам об этом времени. Также Всевышний в Коране говорит:
    «...кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (Сура ат-Таляк, аят 1).
    В другом аяте Аллах сказал: «...а те, кто преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (Сура аль-Бакара, аят 229).
    Если паломник опасается, что время иша кончится до того, как он придет в Муздалифу, то тогда ему нужно помолиться до прихода в долину. Ему следует помолиться в зависимости от его ситуации: если он идет пешком, то ему следует остановиться и помолиться, кланяясь и падая ниц. Если он едет на машине, то он должен помолиться прямо в транспорте, ибо Господь в Коране говорит:
    «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь, и расходуйте во благо самим себе» (Сура Ат-Тагабун, аят 16).
    Однако, маловероятно, чтобы паломник не мог выйти из машины для совершения молитвы на обочине дороги.
    В любом случае паломнику нельзя откладывать совершение магриба и иша до момента, когда время молитвы иша закончится, если он хочет выполнить Сунну и не молиться до своего прибытия в Муздалифу, так как это будет противоречить Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который совмещал эти молитвы, но совершал их вовремя.
  • Некоторые паломники совершают фаджр до наступления его времени и уходят из долины Муздалифа. Это серьезная ошибка, потому что молитвы, совершенные заранее не принимаются, - это харам, преступание границ дозволенного Аллахом. Молитвы должны совершаться в отведенное для них время, которое установлено Шариатом. Поэтому никто из верующих не должен молиться ранее назначенного срока.
    Таким образом, паломнику следует быть осторожным и совершать фаджр только когда он уверен, что его время наступило. Верно то, что следует совершать фаджр в Муздалифа быстро, потому что так поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), но это не значит, что нужно молиться до наступления времени фаджра.
  • Некоторые паломники уходят из Муздалифа до того, как они провели там минимально необходимое количество времени. Это также является серьезной ошибкой, потому что простого прохождения по долине недостаточно. Сунна сообщает нам, что паломнику следует оставаться в Муздалифа до того, как он совершит фаджр, затем ему следует остановиться в Машар аль-Харам и делать там дуа пока не рассветет (т.е., достаточно светло, но солнце еще не взошло), а затем отправиться в долину Мина. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешал слабым из членов своей семьи уходить из Муздалифа до рассвета. Асма бинт Абу Бакр следила за заходом луны, то есть, когда луна исчезала, и только потом она уходила из Муздалифы в Мину.
    Поэтому те, кто по своей слабости не может оставаться в Муздалифе до рассвета, должны ориентироваться на луну, как это делали сахабы. Таким образом, они могут покинуть Муздалифу когда луна зайдет, что точно происходит после полуночи, когда проходит приблизительно две трети ночи.
  • Некоторые паломники остаются в Муздалифе до тех пор, пока взойдет солнце. Затем они совершают молитву «аш-Шурук», а потом уходят. Это также является ошибкой и несоблюдением Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) покидал Муздалифу до восхода солнца, когда уже достаточно светло, но солнце еще не взошло.

Бывает, что паломник не может найти места для ночлега в долине. В этом случае от него ничего не требуется, потому что все обязательные действия прощаются тому, кто неспособен их выполнить (при условии, что это соответствует исламским условиям).