Вход

Ихсар и Фават

Ихсар – это вынужденное прерывание паломничества в случае, когда уже находящийся в состоянии ихрама паломник по каким-то причинам не может совершить Хадж или Умру. Верующий, оказавшийся в таком положении, называется Мухсар. В священном Коране сказано:

«Завершайте Хадж и Умру во имя Аллха. Если вы будете задержаны, то приносите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания...» (Сура аль-Бакара, аят 196).

Причин, по которым совершение паломничества становится невозможным, может быть много. Вот некоторые из них:

- Дороги, по которым должен проходить ваш путь, небезопасны: например, идет война, или существует какая-то другая опасность для жизни паломника;

- У вас недостаточно денег на продолжение путешествия или же ваши деньги были украдены;

- Махрам женщины, вошедшая в ихрам, не может идти с ней дальше: он умер, болен, отказывается или кто-то удерживает его;

- Женщина, вошедшая ихрам, становится разведенной или вдовой, то есть для нее начинается период идда;

- Паломник заблудился и его некому вывести на правильное направление;

- У паломника может случиться обострение болезни в дороге, или же паломник настолько слаб, что не в силах преодолеть трудности путешествия;

- Женщина вошла в состояние ихрама без разрешения мужа и не смогла добиться его после.

В случае ихсара необходимо соблюсти следующие правила:

- Отправить в Мекку жертвенное животное: верблюда, корову, козу и т.д. Выбор животного зависит от возможностей паломника. Также можно послать денежную сумму, являющуюся эквивалентом цены за жертвенное животное;

- Жертвоприношение за ихсар является обязательным. И до тех пор, пока оно не будет совершено на Святой Земле в Мекке, от имени Мухсара (человек, который вынужденно прервал поломничество), он не может выйти из состояния ихрам;

- Мухсар должен отослать одно жертвенное животное, если он не может совершить Умру или Хадж аль-Ифрад, и двух животных, если он намеревался совершить Хадж аль-Кыран или ат-Таматту. Или же послать денежную сумму, являющуюся эквивалентом цены за жертвенное животное;

- Пока жертва не принесена, Мухсар должен оставаться в ихраме и соблюдать все его запреты;

- Мухсар не может есть мясо животных, принесенных в жертву от его имени на Святой Земле в Мекке;

- Если необходимо выйти из ихрама до совершения жертвоприношения, то становится обязательным (ваджиб) позже совершить Хадж или Умру, для которых был одет этот ихрам;

- Если после того, как жертвенное животное уже было отправлено (или послана денежная сумму, являющуюся эквивалентом цены за жертвенное животное), и причина ихсара устранилась, и у паломника еще есть время на совершение Хаджа и есть возможность принести жертву самому, то он должен действовать немедленно. Если же время Хаджа уже кончилось, то ему следует совершить Умру и выйти из ихрама, после того как он пострижет волосы и ногти.

Фават – это недействительность паломничества. Хадж считается недействительным, если паломник, будучи в состоянии ихрама, не совершает обряд стояния на Арафате.

Паломнику, оказавшемуся в такой ситуации необходимо:

- совершить Таваф и Саи;

- выйти из ихрама;                                                                                                

- совершить Хадж в следующем году.

Нет необходимости совершать жертвоприношение.

Некоторые хадисы, посвященные этой теме:
1. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) преградили путь в Мекку, когда он выдвинулся на Умру, то он обрил голову, вступил в половую близость с женами и принёс в жертву животных. Прерванное малое паломничество (Умру) он совершил в следующем году (Аль-Бухари).

2. Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посетил свою двоюродную сестру (Дуба’у бинт аз-Зубайр ибн Абд аль-Муталлиб) , да будет Аллах доволен ими обоими, она спросила его: «О Посланник Аллаха, я собираюсь совершить Хадж, но меня мучают сильные боли». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Отправляйся в Хадж, но сделай оговорку, что выйдешь из ихрама там, где тебя остановит Аллах» (Бухари, Муслим).

3. Икрима ибн аль-Хаджадж ибн Амр аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если паломник сломал ногу или стал хромым, то он освобождается от ихрама и должен возместить Хадж на следующий год» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Мажда).