Вход

Курбан (Удхия) : Фетвы

Вопрос: «Какой религиозный статус имеет обряд жертвоприношения?»

Ответ: «Жертвоприношение является желательным (сунной), и не является обязательным (фардом)».

Вопрос: «Когда совершается жертвоприношение?»

Ответ: «Время закалывания жертвенного животного начинается после совершения праздничной молитвы, приуроченной к празднику жертвоприношения – Курбан-Байрам («Ид аль-Адха») в той местности, в которой вы находитесь. Если же праздничная молитва в данной местности совершается в нескольких местах, то смотрится на окончание молитвы, которая была совершена раньше всего, потому что религиозное положение времени жертвоприношения связано с окончанием праздничной молитвы, а не связано с определённым временем.

Заканчивается же время жертвоприношения с закатом солнца тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Закалывание происходит во все дни Ташрика (одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое число месяца Зуль-Хиджа)».

Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Дни жертвоприношения – это день Праздника жертвоприношения и три дня после него».

Вопрос: «Чего следует избегать человеку, желающему совершить жертвоприношение?»

Ответ: «Тому, кто намеревается совершить жертвоприношение, не следует удалять волосы (стричь, брить), подстригать ногти, убирать что-либо с кожи в течение первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа. Так следует продолжать до тех пор, пока не будет принесена жертва, как на это указывает достоверный хадис, передаваемый от Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах). В нем передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить жертвоприношение, не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!»

Вопрос: «Какие животные приносятся в жертву?»

Ответ: «В жертву можно приносить домашний скот: верблюдов (верблюд-верблюдица), коров (корова-бык), коз (козёл-коза) и баранов (баран-овца). При этом, обязательным условием является то, чтобы животные были здоровыми, без явных пороков и болезней, таких как повреждение глаза, худоба, хромота и т.д. Кроме того, животные, предназначенные для жертвоприношения должны быть достигшими определенного возраста:

  • овцы (в том числе и бараны) должны достигнуть шести месяцев;
  • козы и козлы должны достигнуть годовалого возраста;
  • коровы и быки должны достигнуть двух лет;
  • верблюды и верблюдицы должны достигнуть пяти лет.

Животные, не достигшие указанного возраста, не будут приняты в качестве жертвоприношения.

Таким образом, если в жертву принести животных, не достигших необходимого возраста, то они не будут засчитаны в качестве жертвоприношения, даже если в них будет много мяса. Доказательством этому является хадис, передаваемый со слов Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Приносите в жертву только то животное, которое достигло определённого возраста (мусинна). Если же это затруднит вас, то можете принести в жертву овец не моложе шести месяцев».

Имам Ан-Навави (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Учёные пояснили, что «мусинна» — это любое животное из числа верблюдов, коров, коз и овец, достигшее такого возраста, когда у них появляются постоянные передние резцы. Тем самым хадис ясно указывает, что нельзя ни при каких обстоятельствах закалывать животное, достигшее шестимесячного возраста, кроме овцы, и по этому вопросу существует единогласное мнение, как об этом упомянул Аль-Кади ‘Ийяд».

Вопрос: «Можно ли закалывать в качестве жертвы кастрированного барана?»

Ответ: "Да, можно приносить в жертву кастрированного барана, потому что кастрация не является недостатком в животном, а только улучшает вкус мяса. Кроме того, сообщается в достоверном хадисе, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в качестве жертвы два черно-белых кастрированных барана. Текст хадиса приводится у Аль-Хакима".

Вопрос: «Будет ли принято жертвоприношение, если после закалывания была обнаружена опухоль?»

Ответ: «Имеющаяся опухоль в жертвенном животном является одним из видов болезни. Однако, поскольку она не была явно выражена при покупке животного, то она не влияет на правильность жертвоприношения, и инша-Аллах жертвоприношение будет принято, потому что этот недостаток не препятствует принятию жертвы. Изъян, по причине которого жертвоприношение не принимается, должен быть явно выраженной болезнью, как например, когда из-за опухоли портится основная часть мяса. Передают, что аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал перед сподвижниками и сказал:

«Не дозволено приносить в качестве жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, изъян которого очевиден; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна и истощенное животное».

Вопрос: «Можно ли вместо закалывания животного выплатить его стоимость в качестве благотворительности?»

Ответ: «Выплата стоимости вместо закалывания жертвенного животного не засчитывается. Жертвоприношение является поклонением, которое не может быть заменено выплатой стоимости в качестве благотворительности».

Вопрос: «Можно ли вместо живого жертвенного животного купить заколотое и разделанное животное?»

Ответ: «Приобретённое заколотое и разделанное животное не засчитывается в качестве жертвоприношения, потому что намерение жертвоприношения отсутствовало во время закалывания, ведь мясник не брал намерения ни за себя, ни за другого, что он закалывает в качестве жертвоприношения. Поэтому это считается обычным мясом и не считается жертвоприношением».

Вопрос: «Можно ли человеку, находящемуся заграницей, выслать деньги семье для принесения жертвоприношения?»

Ответ: «Если человек, находящийся заграницей, вышлет стоимость жертвенного животного своим детям, чтобы они купили и совершили жертвоприношение от его имени на его родине, то ничего плохого в этом мы не видим, так даже будет лучше, потому что будет соответствовать Сунне.

Сунной является закалывание жертвенного животного на родине, там, где живёт семья человека, чтобы они смогли поесть мяса заколотого животного и раздать в качестве милостыни. Поэтому можно поручить кому-то, чтобы он совершил жертвоприношение от его имени в его стране».

Вопрос: «Человек живёт со своим отцом. Будет ли достаточным, если отец заколет одно жертвенное животное, или сын тоже должен зарезать животное от своего имени?»

Ответ: «Каждый человек может принести в жертву барана от своего имени и имени своих домочадцев. Поэтому, если отец, принося в жертву барана, включил и сына в своё жертвоприношение, то это будет засчитано и от сына, потому что он является одним из домочадцев, и ему не надо будет приносить второе жертвоприношение от своего имени».

Вопрос: «Сколько овец надо принести в жертву, если братья и сёстры со своими семьями живут с родителями в одном дворе?»

Ответ: «Если у всех членов этого двора общее имущество и общие расходы, то достаточно будет принести в жертву одного животного, потому что все они имеют статус членов одного дома.

Если же хозяин каждого дома в этом дворе будет иметь своё независимое имущество и расходы, то каждый дом имеет свой независимый статус, и поэтому с каждого дома требуется своё жертвоприношение, если только кто-то один из них не зарежет своё жертвенное животное от имени всех, исходя из благотворительных намерений.

При этом необходимо знать, что жертвоприношение является сунной, и не является ваджибом (обязательным)».

Вопрос: «Кто входит в категорию членов семьи, за которых можно совершить жертвоприношение?»

Ответ: «В категорию членов семьи, за которых можно совершить жертвоприношение, входят жена, дети, внуки, если дети и внуки находятся под попечительством отца, а также входят родители, если они находятся на его содержании».

Вопрос: «Что лучше: овца или одна седьмая часть верблюда и коровы?»

Ответ: «Одна овца лучше, чем одна седьмая часть верблюда или коровы».

Вопрос: «Можно ли при закалывании упоминать имена тех лиц, за которых совершается жертвоприношение?»

Ответ: «Да, можно при закалывании упоминать имена лиц, за которых совершается жертвоприношение, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) при закалывании сказал: «О Аллах, прими от Мухаммада и семьи Мухаммада».

Вопрос: «Разрешается ли жертвоприношение за умерших?»

Ответ. «Да, жертвоприношение разрешается совершать за живых и умерших в соответствии с тем, как поступают мусульмане и в соответствии с доказательствами, имеющими общий смысл.

Жертвоприношение за умершего человека разрешается как в соответствии с завещанием, так и без него, потому что это относится к разделу милостыни».

Вопрос: «Что делать с мясом жертвенного животного?»

Ответ: «Человеку и членам его семьи желательно поесть мяса жертвенного животного, оставить что-то на запас, раздать бедным и нуждающимся в качестве милостыни, а также угостить родственников и соседей. Всевышний Аллах сказал:

«Ешьте из него (мяса жертвенных животных) и кормите неимущего страдальца» (Сура аль-Хадж, аят 28).

Вопрос: «Можно ли угостить не мусульман мясом жертвенного животного?

Ответ: «Да, можно угостить не мусульман мясом жертвенного животного, если они не проявляют враждебности к нам, ведь Всевышний Аллах сказал:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит справедливых»
(Сура аль-Мумтахана, аят 8).

Кроме того, будет даже желательным угостить их мясом с целью привлечения и призыва их к Исламу.

Правила закалывания:

- Животное не должно видеть, как умирают другие животные, кровь или точение ножей;
- Нельзя тащить животное к месту заклания по земле волоком;
- Нельзя оглушать животное;
- Перед закалыванием нужно сказать "Бисмилля" (С именем Аллаха), повернуть животное головой в сторону Кыблы и сказать "Аллаху Акбар" (Аллах Велик);
- Верным движением нужно перерезать сонную артерию, чтобы животное не мучилось, и выпустить всю кровь, чтобы мясо стало чистым;
- Мясо разделяется на три части: одна - для бедных и нуждающихся, вторая - для друзей, соседей и родственников, а третья - для себя и своей семьи;
- Нельзя продавать мясо или шкуру жертвенного животного;
- Если тот, кто хочет совершить жертвоприношение, не знает, как это делается, то лучше, чтобы он попросил сделать это за него другого верующего, у которого уже есть этот опыт.

Вопрос: «За несколько дней до Дня Жертвоприношения было приобретено здоровое животное. Но в День Жертвоприношения (за один час до жертвоприношения), животное повредило себе ногу. Можно ли приносить такое животное в жертву, или же Жертвоприношение будет считаться недействительным?»

Ответ: «Если животное сломало ногу после того, как оно было выбрано и куплено для совершения жертвоприношения, то его можно приносить в жертву».

Вопрос: «Нужно ли произносить намерение на совершение жертвоприношения вслух?»

Ответ: «Нет, не нужно. Достаточно сделать это намерение в сердце. Но, закалывая животное, необходимо произнести вслух "Бисмилля, Аллаху Акбар". Ведь именно так поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и учил нас этому».